ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 120 гостей онлайн

Театральная Беларусь — Мнения
Экспериментальность в театральном пространстве Беларуси PDF Печать E-mail
Мнения
Автор: Виктория Белякова   
08.04.2012 14:42

Сцена из спектакля «Картотека» Театра-студии «Дзе-Я?»Театр — это поиск новой искренности. Так говорила Пина Бауш, великая танцовщица и хореограф современности. Эта фраза сегодня кажется особенно актуальной для белорусского театра.
Драматические театры топчутся на месте, а от репертуарной системы попахивает нафталином. В это время за их пределами возникают редкие интересные частные проекты и театры-студии. Но, в общем, тусклость событий и театральной жизни ощущается на уровне нехватки кислорода, который является совершенно естественной потребностью не только биологического, но и театрального организма. Заинтересованность, общение, поиск — всё то, чем можно определить понятия «развитие» и «движение» — остаются редким исключением в неживом театральном пространстве. Развитие же альтернативных театральных форм имеет скорее локальный, единовременный характер и пока с трудом выливается в закономерный процесс, как это происходило в конце 1980-х — начале 1990-х годов.
Причины подъема экспериментального движения именно в тот период понять не трудно даже человеку с поверхностными знаниями истории. Перестроечное время вдохнуло в белорусский социум тот самый «кислород» — употреблять здесь понятие «свобода» я бы не рискнула, уж очень оно относительное. Число экспериментальных театров и студий в это время исчислялось не одним десятком. Театры-студии «На площади Победы» Рида Талипова, «Абзац» Владимира Савицкого и Александра Маркевича, «Акт» Виталия Барковского, «Инжест» Вячеслава Иноземцева, Альтернативный театр Витовта Григалюнаса и многие другие занимались поисками новых средств сценической выразительности, апробацией новых для нашей страны театральных форм, часто обращаясь к абсурдистским произведениям.
Одним из самых ярких коллективов в истории театрального движения 1990-х был белорусскоязычный Театр-студия «Дзе-Я?» Николая Трухана, который активно экспериментировал, в том числе, и с национальной драматургией. Режиссёр последовательно обращался к пьесам Франтишека Алехновича, театрального деятеля, драматурга, писателя, журналиста, личности знаковой для всего белорусского театра, запрещенного и забытого во времена СССР. После внезапной смерти Николая Трухана «Дзе-Я?» перестал существовать как авторский режиссёрский театр и реорганизовался в репертуарный Новый драматический театр. Со временем реорганизовались еще два коллектива: театр «Вольная сцена» в Минске и Независимый театр в Гомеле.
Уже к концу 1990-х годов из всех экспериментальных студий в театральном пространстве сохранился лишь один театр Вячеслава Иноземцева, существующий по сей день. В монографии Галины Галковской «Студийные театры Беларуси. 1980 — 1990» чаще всего упоминаются финансово-менеджерские проблемы, ставшие причиной распада почти всех коллективов. Разобраться в причинах, рассмотреть их с разных точек зрения, было бы важно не только в качестве исторического анализа, но и ради современного экспериментального движения, которое после подъема 1990-х так и не расправило плечи.

 
Дожить до премьеры, дойти до края... PDF Печать E-mail
Мнения
Автор: Татьяна Швед   
06.11.2012 18:41

Чтобы почувствовать настоящую боль,
нужно нестерпимо больно сделать другому

Не знаю, как вы, а я ждала спектакль «Дожить до премьеры», как ждал Хосе Аркадио Буэндиа приезда цыган, что каждый раз открывали для него все новые тайны мироздания. Режиссер Павел Харланчук и компания, думаю, стали теми самыми первооткрывателями сложного в давно известном.
фото Елены ПлютовойЖанр спектакля изначально был заявлен как комедия. Где-то на середине действия подумалось: «Люди, вы что, издеваетесь? Какая комедия?» И хоть зал искренне подхохатывал остроумным шуткам-репликам актеров, в какой-то момент захотелось найти драматурга Николая Рудковского и спросить: «Как вы можете?» Да, и мы тоже. Смеяться, отпускать остроты, на грани цинизма и полной безнадежностью. Да, этот эффект смеха сквозь боль, жалость, смятение беспроигрышен. Потому что контраст очень резкий. Правда, боюсь, он очевиден не для всех зрителей... Это Человеческая Комедия нашего века, нашей белорусской реальности.

 
Александр Гарцуев: без плаща и шпаги PDF Печать E-mail
Мнения
Автор: Театральная Беларусь   
28.10.2011 00:27

Фото «Беларусь-ТВ»Интернет-гостиную канала «Беларусь-ТВ» посетил Александр Гарцуев, режиссер спектакля «Не мой» (Национального академического театра им. Янки Купалы), который получил пять из семи наград на первой национальной театральной премии. Александр Федорович рассказал, чем его постановка покорила жюри, как влияет значение его фамилии на манеру работы и почему он никогда не будет ставить спектакли жанра «шпаги и плаща».

Елена Михаловская, ведущая: В Беларуси состоялось долгожданное культурное событие — Национальная театральная премия. И неожиданностью для многих стала победа в пяти номинациях спектакля «Не мой» Купаловского театра в постановке Александра Гарцуева. Сегодня триумфатор в студии Объектив-конференции. Александр Федорович, поздравляем Вас! Первая Национальная театральная премия и сразу такой рекорд, такая победа, сразу пять бронзовых статуэток! Я думаю, что в истории Национальной премии такое будет нелегко повторить.

Александр Гарцуев: Да, это достаточно неожиданно произошло! Чего там греха таить. Ну конечно, каждый, кто выдвигался на театральную Национальную премию, мечтал получить эту статуэтку. Но пять! Нет, я об этом даже не думал.

 
Константин Богомолов: «Катастрофа, помноженная на любовь» PDF Печать E-mail
Мнения
Автор: Театральная Беларусь   
30.07.2011 15:16

14 человек поступило в 2011 году в Белорусскую государственную академию искусств, чтобы через четыре года стать молодыми актерами (специальность «Актерское искусство. Драматический театр и кино», бюджетная форма обучения). В интервью для интернет-портала Оpenspace.ru известный российский режиссер Константин Богомолов размышляет о проблемах, с которыми, возможно, придется столкнуться в процессе обучения и белорусским студентам. Вправду ли театральное образование не только в России, но и на постсоветском пространстве живет в «достаниславскую» эпоху, прикрываясь попытками реинкарнации идей Константина Сергеевича? В каком возрасте режиссер способен стать художественным руководителем театра и набрать курс-мастерскую? «Театральная Беларусь» приглашает к дискуссии!

 
Забаўляць ці выхоўваць? (Пра сітуацыю вакол Рэспубліканскага тэатра юнага гледача) PDF Печать E-mail
Мнения
Автор: Сяргей Кавалёў   
11.04.2010 13:06
На нядаўнім міжнародным тэатральным фестывалі «Март-кантакт» у Магілёве Гран-пры атрымаў Арлоўскі дзяржаўны тэатр для дзяцей і моладзі за спектакль «Белае на чорным» (рэжысёр Генадзь Трасцянецкі) пра цяжкі лёс cірот-інвалідаў у дзіцячых дамах. Тэатр для дзяцей і моладзі з расійскай глыбінкі ўзняў складаную грамадскую праблему, выказаў яе адметнымі мастацкімі сродкамі і заслужана перамог «дарослыя» акадэмічныя, рэспубліканскія, абласныя, гарадскія, эксперыментальныя і інш. тэатры з Беларусі, Расіі, Украіны, Малдовы, Літвы, Польшчы. У кулуарах фестывалю мне давялося паразмаўляць з членам журы, польскім рэжысёрам Яцэкам Пацохам, які з зайздрасцю адзначыў наяўнасць на постсавецкай прасторы спецыяльных тэатраў для юнага гледача, прызначэнне якіх не толькі забаўляць, але і выхоўваць дзяцей і падлеткаў, развіваць іх густ, фарміраваць грамадзянскую пазіцыю...