ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 292 гостей онлайн

Новости «Страны Оз» (обзор премьер минувшего года) PDF Печать E-mail
Блоги - Блоги
Автор: Filip Filipovich   
12.02.2010 01:00

Ваянг«C’est la vie!»

Как известно, у нас семь профессиональных театров кукол: Белорусский государственный в Минске, Белорусский театр «Лялька» в Витебске, театр «Батлейка» (Минский областной) в Молодечно, и по областному театру в Бресте, Могилеве, Гомеле и Гродно.

Нельзя сказать, что это количество удовлетворяет спрос (по традиции, залы театров кукол обычно полны, что порождает извечный конфликт между «старшим братом» в лице драматических театров и «несерьезным жанром», представленным театрами кукол). Конфликт этот особенно заметен в провинции, где идет настоящая борьба за каждого зрителя от дошкольного до старшего школьного возраста. Борьба не на жизнь, как говорится, с применением демпинговых цен, переманиванием клиента (зрителя), антирекламой продукции соседних театров.

Потому как планов никто не отменял. В этой ситуации, кризисный удар по экономике в целом произвел такой эффект «взрывной волны» в сфере искусства, что последствия могут быть горше самых смелых негативных прогнозов.
И широко муссирующаяся в государственных органах идея-фикс — определить театры «на вольные хлеба», то бишь, на самоокупаемость, грозит окончательно зарыть любую идею творчества, как такового, на провинциальном поле.
Не стоит повторять тезисы о том, что искусство всегда убыточно, и ждать солидных материальных дивидендов от учреждений культуры, по крайней мере, странно.


«Волшебная страна ОЗ»
Но, тем не менее, поставленные в пикантную позицию театры кукол (особенно провинциальные), как-то ухитряются существовать, что-то зарабатывать, куда-то разъезжать по фестивалям, и где-то выпускать премьеры.

В виду немногочисленности театров и отсутствии мало-мальской ротации режиссеров, сфера театра кукол поделена на «зоны влияния», или «вотчины». Каждый режиссер крепко держится за вверенный ему театр, где и развивается (не развивается, выживает, просиживает, загнивает и т.д.) без отсутствия свежего ветра из других театров.
Как в Волшебной стране Оз, Север (Витебск) держит Климчук, на Юго-Западе, в Бресте окопался Нуянзин, центром (ах, этот столичный Изумрудный город!..) уверенно владеет Лелявский, чуть в стороне от центра, в Молодечно восседает Андреев, Запад вместе с Гродно захватил Жюгжда. В ситуации на Востоке (Могилев) еще предстоит разобраться между двумя режиссерами. На «югах», в Гомеле, как всегда все покрыто мраком неизвестности...(надеюсь, вскоре пополнить эту информацию).

Что же натворили за минувший год эти «волшебники» в своих театрах? (Сразу стоит оговориться, что елочных представлений и разных там новогодних спектаклей касаться не стоит, ибо это — время режиссерского чёса! А также продвинутых актеров, которые не спят в подушку...)

Белорусский государственный выпустил три премьеры:
«Пеппи Длинныйчулок» по А. Линдгрен (пьеса и постановка Светланы Залесской-Бень, музыка — «Серебряная свадьба», куклы и сценография Михаила Гулина и Антонины Слоботчиковой). «Чаму старэюць людзі» (по пьесе А.Вертинского «Дзякуй, вялікі дзякуй!», в постановке Алексея Лелявского, сценографии Татьяны Нерсесян, с музыкой Леонида Павлёнка). «Холодное сердце» (по В. Гауфу, сценическая версия и постановка (последняя в этом театре!) Светы Залесской-Бень, сценографии Валерия Рачковского и музыке Егора Забелова).

По традиции, программные вещи остаются за мэтрами, а кассу заполняют постановки молодых и приглашенных.
«Пеппи» был достаточно детским и светлым спектаклем, с неизбежными длиннотами и небольшими несуразностями, впрочем, присущими большинству спектаклей Беньки. В виде одноактовки он, наверное, смотрелся бы живее. Сложнее дело обстояло со сценографией, так как перехода из плоскостного детского рисунка в объем куклы не случилось.

Традиционная предновогодняя премьера «Холодное сердце» вряд ли соответствовала по духу праздникам, но традиция есть традиция... Сильно помешала спектаклю притянутость к сегодняшним реалиям, лишая эту классическую сказку аромата «готического романа». Более удачное сценографическое решение пространства, чем в ранних спектаклях Беньки, где она уже использовала прием «черного кабинета» лежит на совести Валерия Рачковского — спектакль во многом был более многоплановый и не такой плоский, чего требовала выбранная техника. Надеюсь, что достаточно «сырая» премьера со временем соберется и обкатается. (Хотя отдельные сценические эффекты раскусываются на раз: блуждающий огонек, выполненный из полиэтиленового пакета весьма развлекает зал!)

Жаль, что «последняя соломинка сломала спину верблюда», — Света Бень, столько лет пополнявшая детский репертуар, покинула театр.

Спектакль Алексея Лелявского выглядел, скорее клипартовым, со ставшей почти привычной стеной посреди сцены (один из последних навязчивых зрительных образов режиссера) проекцией (этого соблазна сейчас трудно избежать!) и комиксовыми куклами с загребущими руками. Главное, что вопрос, стоявший в названии пьесы, как-то абсолютно нивелировался по ходу действия. Все-таки, наверное, не всегда промежуточная драматургическая версия лучше окончательного варианта, тем более, вместе с режиссерской трактовкой. Почти сюрреалистическая образность сбивала с толку основного зрителя спектакля — детей, претендуя на более глубокое прочтение социальных реалий спектакля взрослыми. Впрочем, симпатичным можно назвать смешанный актерский состав из «патриархов», «матерых» и «зеленых»...

Брест порадовал следующим:
главный режиссер театра Дмитрий Нуянзин в традиционном сотрудничестве с Николаем Данько (Украина) в очередной раз потряс зрителей мюзиклом «Буратино» по всем хорошо известному, чуть ли наизусть, киносценарию Инны Веткиной вкупе с музыкой Алексея Рыбникова... Пару известных шлягеров в исполнении мимирующих кукол еще можно было посмотреть, но в целом... Короче, мюзикл: все танцую, все поют, еще при этом и кукол показывают! Слава Богу, что зал прихлопывал и подпевал известные песни. Может, лучше посмотреть на видео в исполнении звезд советского экрана?

На удивление свежо выглядела дипломная работа актера театра Романа Пархача (который заканчивает режиссуру в Университете культуры) «Репка» на двоих актеров. Может быть, отношения выстроены были и не идеально (партнерша, по-женски, постоянно старалась занять ведущую позицию), но в целом все было достаточно мило и непосредственно. Браво, Рома! Так держать!...

Витебск удивил:
пьесой «Жыў быў заяц» Шувалова, в постановке (естественно!) худрука театра Виктора Климчука и сценографии (да, да!) Александра Сидорова; и воплощением темы детского «horror» — «Хлопчык і цень», по пьесе питерских авторов Киры Черкасской и Андрея Князькова в реализации (а как же!) тех же постановщиков.
История Зайца оказалась достаточно проста (если не тривиальна), но наполнена современными актуалиями и, естественно, компьютерной графикой, оказавшейся новым словом для театра «Лялька» (...Ура! Климчук не удержался!) и витебской публики (реплики юных зрителей после спектакля: «...как в мультике!» свидетельствуют об успехе не очень дорогой ценой).
С детскими комплексами Мальчика из второй премьеры еще предстоит разбираться. Но, думаю, что попытка психоанализа для среднего школьного возраста может быть предпринята и не зря, несмотря на громкий смех зала в отдельно взятых «страшных» местах.

В Гродно вышли:
«Магічнае люстра пана Твардоўскага» в постановке интернациональной группы: пьеса Сергея Ковалева (Беларусь), постановка Олега Жюгжды (Беларусь-Литва), сценография — Лариса Микина-Прободяк (Беларусь-Россия), музыка Богдана Шчепаньского (Польша); и «Подлинная история Дюймовочки» (по Х.К.Андерсену, пьеса, постановка и сценография О.Жюгжды, музыка Виталия Леонова (кстати, одного из ведущих актеров театра).
Предсказуемость Олега Жюгжды уже в том, что состояние постоянного поиска формы и смена выразительных средств становится его довлеющим состоянием. Втискивание актеров в жесткую режиссерскую конструкцию сродни постановке блокбастеров: ритмичных, энергичных, с рассчитанными дозами эмоции и зрительской реакции... Надеюсь, зрителям на спектаклях в Гродно скучать не приходится. Очередная версия истории любви и смерти Барбары Радзивил, придуманная Сергеем Ковалевым персонально для Гродненского театра кукол (спектакль для взрослых!), поставлена в излюбленной режиссером атмосфере инфернальности, мистицизма и... сценического дыма с видеопроекцией (и этот туда же!)...
Спектакль «Подлинная история Дюймовочки», поставленный, как бенефис актрисы театра Светланы Бобровской практически весь построен на проекции (технологическое начало), игре с предметами (собственно, театр кукол), и драматическом выяснении отношений между персонажами. Режиссеры осваивают современную технику — что поделаешь, но на счастье актерам еще есть, что играть!

В Могилевском театре кукол
экс-главный режиссер театра Вячеслав Корнев в очередной раз попытался перепеть известный миф, прочитав «Золушку» как: «изотерическую сказку, или просто весёлую готику». Публика, не особо въезжала в жанр, но на название пошли. Впрочем, у нас почти всегда достаточно благодарные зрители. Жаль, что театр подрастерял былую легкость и элегантность, чем когда-то славился. «Золушка» (Братья Гримм, реж. В. Корнев, худ. Г. Игнатьева, музыка — А. Домоховская).

Постановки нового главного режиссера, выпускника БГАИ 2005г.,: «Невероятные приключения капитана Врунгеля» (пьеса И. Казакова, реж. И. Казаков, худ. А. Бельский, музыка — Л. Павлёнок), «Про лисенка, который не хотел быть хитрым» (Я.Экхольм, реж. И. Казаков, Л. Скитович, музыка — Л. Павлёнок), «12 месяцев» (С.Маршак, реж. И. Казаков, худ. Г. Игнатьева, музыка — А. Баль).
Игорь Козаков, недавно возглавивший театр, похоже, экспериментами зрителей баловать не намерен, спектакли достаточно традиционные по форме, известные по содержанию. А новогодние «12 месяцев» как-то уж больно напомнили давний спектакль «Морозко»... Та же мобильная установочка, те же марионеточки...

Что же, театр в состоянии ремонта, будем снисходительны, подождем «полотен» на новой сцене!

В Гомельском театре кукол:
Молодой режиссер Алексей Лаберко (также выпускник БГАИ 2005г), наконец-то осуществил свою давнишнюю мечту, поставив «Русалочку» по Андерсену. Обрела ли бедняжка бессмертную душу — неизвестно, но успокоилась вряд ли (в январе Д.Нуянзин поставил «Русалочку» на сцене Брестского театра, но об этом в другой раз)...

Директор Дмитрий Горелик продолжает ставить и оформлять спектакли у себя в театре: «Здравствуйте!» (пьеса — Р. Алдонин, М. Бартенев, реж. Д. Горелик, худ. Д. Горелик, музыка — А. Шевцов), «Вредный витамин» (Ю. Елисеев, реж. Д. Горелик, худ. Д. Горелик, музыка — А. Шевцов),
Что ж, как рассуждает мафия: «...пусть деньги останутся в семье!...».

Список завершает Минский областной театр «Батлейка»:
«Конек-горбунок» И.Ершова, в постановке киевского режиссера Михаила Урицкого оказался таким, как его и ожидали: ярким, почти «лоскутным», как и надлежит быть скоморошьей сказке.
Завершающая год премьера главного режиссера Николая Андреева в содружестве с главным художником Ольгой Разумовой — «Щелкунчик» (по новелле Гофмана «Щелкунчик и мышиный король») также принесла все, что можно было ожидать от новогоднего спектакля. (Впрочем, материал обязывал!)

Подводя итоги:
Практически картина предстает достаточно унылая... Еще недавно, так высоко ценившийся на международном уровне белорусский театр кукол, практически... вырождается. Курс на коммерческие спектакли для детей, на постановку заведомо знакомых, кассовых названий, засилье в театрах директорского начала (хотя, как выразился один известный российский актер, руководящий театром: «Директор — это мелкий чиновник для распределения на благо коллектива выделенных ему государством средств!»), нивелирует все художественные достижения и прорывы, которым так выгодно наши театры отличались на международном уровне.

Дождемся ли мы нового взгляда Алексея Лелявского, клинической чистоты Виктора Климчука, паталогического эстетизма Олега Жюгжды? Когда в полный голос заявят о себе молодые?

В свете последних кризисных событий ждать появления в большом количестве произведений искусства в белорусском театре кукол не приходится...
А жаль!...

 

Просмотров: 20277
Архив комментариев
...
Автор: Филипп Филиппович, 03.03.2010
Про Беньку говорить сложно, ощущение, что она всегда была на перепутье и маялась выбором: театр или своя тема в музыке.
Да, радовалась своим открытиям на сцене( хотя все это было открыто давным-давно!). Но вот профессионалом -то так и не стала...Неистребимый дух любительства и увел ее в сторону от театра...
Кстати, интересно, как ее однокурсники? Может, кого другого профессии научили?
...
Автор: Vasilisa, 02.03.2010
В среде официоза именно так и бывает
печально предсказуемо
но не все официальным театром ограничивается smilies/wink.gif
Бенька, например, на своих концертах устраивает современные поэтично-кукольно-балаганные представления. А народный театр кукол такой всегда и был, и правильно сделала она, что ушла из Государственного.
...
Автор: Филипп Филиппович, 02.03.2010
В нашей стране "Оз" как раз наоборот- все печально предсказуемо.правда, иногда бывает еще хуже прогноза, что само по себе вносит приятное разнообразиеsmilies/grin.gif
...
Автор: Vasilisa, 28.02.2010
В свете последних кризисных событий ждать появления в большом количестве произведений искусства в белорусском театре кукол не приходится...

Но в Стране Оз все непредсказуемо, да?
...
Автор: Филипп Филиппович, 28.02.2010
Vasilisa, Вы меня поняли!...
...
Автор: Vasilisa, 27.02.2010

Точно! Беларусь так похожа на Страну Оз!!!


...
Автор: Надежда Яковлева, 12.02.2010
Откровенно...)))

busy
 

Похожие материалы