ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 151 гостей онлайн

То ли комедия, то ли трагедия PDF Печать E-mail
Автор: Театральная Беларусь, Татьяна Швед   
02.10.2011 18:13

Мнения зрителей и критиков совпадают не часто. Но VIII Международный фестиваль студенческих театров «Тэатральны куфар» стал исключением из правил. Специальный «Красный диплом» за отличный спектакль от журналистов и критиков «Театральной Беларуси» и Гран-при, которое вручается по итогам зрительского голосования, в этом году достались спектаклю «Гупёшка» по пьесе Василия Сигарёва (молодежный театр-студия «Галёрка», Россия). Татьяна Швед о спектакле «Гупёшка»:

Сцена из спектакля «Гупёшка» (Молодежный театр-студия «Галёрка», г.Екатеринбург, Россия)Смех и слёзы — два края эмоциональной пропасти, а между ними бурлят смятение, сочувствие, злость, боль, отчаяние и ещё черт знает что. Даже мои самые большие потуги передать весь спектр ощущений-мыслей-раздумий, вызванных спектаклем «Гупёшка» театра-студии «Галёрка» из Екатеринбурга, будут всего-то каплей в море. Потому что это нужно видеть, переживать вместе с актёрами, чувствовать их состояние, страдать и любить вместе с ними. Но всё-таки — смех сквозь слёзы, взгляд сквозь призму переживаний.
Пьеса «Гупёшка» Василия Сигарева на сцене звучит как набат, от которого закладывает уши, от которого хочется бежать, не думать, не верить, не чувствовать, забаррикадироваться в своей душе и отстреливаться отрицанием. Но это невозможно, недопустимо, неприемлемо. Проблема слишком страшна и уродлива, чтобы её не замечать.

Однокомнатная квартира — обычная, безликая, бесцветная. Женщина... нет, даже не так, баба, такая же, как комната, внешне и совершенно другая внутри. Мужчина — гость, случайный, нелепый, невзрачный на первый взгляд и, как оказалось, слабый. Сначала думается, что он как минимум ангел-спаситель, который в клочья разорвёт сеть забитости, бедности и безволия, где застряла главная героиня Тамара. На деле же он, и правда, оказывается «Пашей — манной кашей», жидким подобием настоящего мужчины, которым, по-видимому, он себя мнит, бросая на ветер громкие фразы и признания. Он ещё хуже подлого и грубого мужа Лёнечки, тот хотя бы откровенен и цинично правдив. Тамара между ними, как меж двух огней, молотом и наковальней, Сциллой и Харибдой. Это тупик безразличия и беспомощности.
Как женщина вообще может позволить себя так унижать? Мы же не в средневековье живём! А где гордость, самолюбие, в конце концов? Почти после каждой реплики Тамара в глубине души протестует. Но кому он нужен, этот протест? Сначала лихорадочно-отрывистые фразы в разговоре с Пашей, произнесённые на одном дыхании. В них чувствуется страх, надежда, неуверенность. После, в разговоре с мужем — робкие, жалкие попытки рыбы, лежащей на разделочной доске, вобрать в жабры хоть немного воздуха.
Тома-гупёшка неприхотливая, бракованная, «некрасивая», мышка-норушка, лягушка-квакушка. Сколько грязи, мерзких, отвратительных слов выливает на неё муж. Она терпит. Она любит. Она привыкла. И даже о смерти дочери говорит как-то вскользь, между прочим. Хотя в душе её — маленький ад страдания, в который она погружается всё глубже. Это заметно в движениях, взглядах, словах. Она готова подставить руки «великодушному» супругу для тушения сигареты, донашивать старые тоже, по-видимому, мужнины штаны вместо белого платья, сшитого из шторы. Ест хлебушек, представляя, что это конфета, и тогда он становится сладким, пьёт чай без заварки, вместо своей фотографии лицезреет снимок Софии Ротару каждый день.
Спектакль «Гупёшка» — «то ли комедия, то ли трагедия». Сначала зал ещё посмеивается над нелепыми поступками героев, которые вино открыть пытаются отвёрткой и кувалдой. А потом как-то не до смеха. Постановка строится целиком и полностью на эмоциях и переживаниях актёров. Да, есть удачно встроенные детали сценографии вроде испорченного горячим чайником линолеума, треснувших бокалов, разорванной фотокарточки и т.п. Но они нужны только для того, чтобы в очередной раз подчеркнуть страх Томы перед мужем.
Многие скажут: сама виновата. Возможно. Но подобные отношения, квартирный вопрос, женщина, доведённая до тупого, почти животного состояния мужем-тираном, не такая уж редкость. Просто мы зачастую не даём себе труда оглянуться и увидеть это. Вот почему этот спектакль пробирает до дрожи, до слёз, как бы пафосно не звучало. В этом его ценность, смысловая, художественная, социальная. Кто-то скажет чернуха? А подумайте хорошенько, и у вас наверняка найдутся знакомые с похожими судьбами.

Просмотров: 4253
Архив комментариев

busy
 

Похожие материалы