ВАША НОВОСТЬ


Если Вы знаете театральную новость,
которой нет у нас, пожалуйста,
напишите нам

Кто на сайте

Сейчас 81 гостей онлайн

Проверка на душевную черствость PDF Печать E-mail
Автор: Марина Соловей   
05.07.2012 01:13

Второй день фестиваля «Тэтральны куфар» открыли спектакли спецпроекта «По ком звонит колокол...», посвященному Дню Независимости Республики Беларусь. Коллективы Беларуси и Грузии предложили свои интерпретации темы Холокоста во время Второй мировой.
Сцена из спектакля «Без названия…» экспериментальной лаборатории «ТэатральнЫ квадрат» (БГУ, Беларусь)Первыми на сцену поднялись актеры экспериментальной лаборатории «ТэатральнЫ квадрат» (БГУ, Беларусь). Основой спектакля «Без названия...» стали факты из архивных документов и воспоминания узников концлагерей и гетто.

Герои спектакля рассказывают каждый свою историю, выкрикивают свою боль, танцуют свою ненависть. Все знают о проводившихся в концлагерях медицинских экспериментах, об отчаянии и страхе, который пережили евреи во время Холокоста. Создатели спектакля «Без названия...» попытались заставить зрителей почувствовать ужас происходившего. Актеры работали не только на сцене, но и в зале. Молчаливыми колоннами заключенных они проходили вдоль зрительских мест, в смертельном страхе убегали в зрительный зал. В углу сцены расположился маленький оркестр: гитары, скрипка, мелодика, флейта и флейта дождя, гармонь. Их присутствие на сцене обозначалось то свистом закипающего чайником, то гулом подъезжающего эшелона, то звуковым проявлением эмоций героя. Иногда актеры переходили на другой язык. Они делились своей болью на английском, французском, польском... Но то, что они говорили, — больно и страшно на любом языке. Заключенные с желтыми звездами на груди играют в считалочку, в которой от выбывшего останется лишь пара ботинок... В финале спектакля одна из героинь признается, что ни одно из искусств не способно передать тот ужас, который пережили жертвы Холокоста.
Режиссер спектакля Анна Сулима смогла вживить в постановку несколько хороших, эмоционально сильных сцен. Неплохой находкой был и мини-оркестр на сцене. Однако правы были актеры, говоря, что нельзя передать настоящий ужас минувших событий: зрительно изобразить это у них получилось, а вот эмоционально наполнить нет.
Сцена из спектакля «Планета пепел»Спектакль гостей фестиваля из Грузии «Планета пепел» стал вторым участником спецпроекта. «Планета пепел» — это адаптация одноименной радио пьесы драматурга Дэвида Зейн Мейровица.
В основу спектакля легла история одного героя-заключенного польского концентрационного лагеря «Auschwitz». И если актеры предыдущей постановки делали зрителей ее участниками, осваивая пространство зала, то режиссер грузинского спектакля Ираклий Гогия предложил зрителям самим подняться на сцену. И вот главный герой выбирается из-под груды обуви — единственного, что осталось от некоторых заключенных — а его окружает толпа зрителей, которые буквально сидят/стоят друг на друге. Голос за сценой окутывает аурой страха и намекает на безвыходное положение не только главного героя, но и самих зрителей — ведь они тоже часть представления.
Кроме главного героя в спектакле задействована и его надзиратель. Женщина, которая никак не может выбрать между жестокостью и милосердием. Она поворачивается спиной, мы видим как свет прожекторов отражается в ее плаще-униформе. Она бьет кнутом узников, вешает заключенных. Но вот женщина поворачивается к залу лицом — и зрители видят: перед ними просто врач в белом халате. Она переживает за главного героя, беседует с ним, смотрит едва ли не влюбленно. Она, которая совсем недавно издевалась над его родными и друзьми, сопереживает ему. Но узник срывает с нее белую часть костюма, и надзиратель действительно становится надзирателем. Теперь понятно, кто есть кто.
За спинами героев на протяжении всего спектакля висит белый экран, на котором показывают видео кадры и фотографии, сделанные в концлагере «Auschwitz». Смотреть на это действительно страшно. Однако по-настоящему стало не по себе, когда на этом экране зрители увидели собственные лица...
Если первый спектакль спецпроекта не дал должного эмоционального напряжения, то спектакль «Планета пепел» смог достигнуть баланса между изображением и эмоцией. Прошли ли мы проверку на душевную черствость? Остается только гадать.

Просмотров: 4642
Архив комментариев

busy
 

Похожие материалы